Monday, April 23, 2012

Fashion blog competition: "представитель модной кухни прошлого"


Сегодня выдался прекрасный солнечный день. И как раз сегодня у меня была назначена встреча с известным белорусским художником-модельером Ниной Николаевной Остапенко. Она любезно согласилась уделить мне часок своего времени и рассказать о моде и ее прошлом, настоящем и будущем.
Нина Николаевна – настоящий художник и творец, заряжающий необыкновенной энергией, знающий о моде СССР и до настоящего времени - все и даже больше. Начинала свою карьеру Нина Николаевна в 1977 году в Белорусском Центре моды, а сегодня она Член Союза дизайнеров CCCP и Беларуси, известный дизайнер и стилист. Она работает со звездами белорусского  шоу-бизнеса, является желанным гостем на светских мероприятиях и по-прежнему пребывает в свободном творческом полете.


О работе в Советские времена

Я работала художником-модельером в Белорусском Центре Моды с 1977 года по 1999 год. С 1994 года стала его Главным художественным руководителем.
Надо признать, что работа в области моды в СССР было не простым занятием.  У нас был большой круг обязанностей и совсем немного поощрений. Например, художники-модельеры занимались не только созданием авторских и абсолютно уникальных! коллекций, но и организовывали весь процесс работы над ней вплоть до ее представления на подиуме. Мы сами показывали моделям как нужно ходить и  сами выбирали музыкальное сопровождение, не было ни визажистов, ни стилистов. Таким образом, все шоу мы делали сами.  Всю информацию мы черпали из поездок (1-2 раза в год)  в Москву на так называемые «методические совещания», которые проводила ассоциация Научно-технического института легкой промышленности. Достаточно часто мы имели возможность выезжать со своими коллекциями на Дни моды по всему Союзу. Там у нас тоже была возможность общаться, обмениваться опытом, делиться впечатлениями и узнавать что-то новое.



О буднях художника-модельера в Советском союзе. 

Все модельеры работали по очень интересному специфическому графику.  У нас было 4 дня в неделю, когда мы выполняли свои обычные обязанности. Но был еще так называемый «творческий день», который отводился нам как художникам, для свободного поиска идей и вдохновения. Как распорядиться этим днем, каждый решал сам. Кто-то создавал эскизы, кто-то рисовал пейзажи, кто-то вдохновлялся кино и театром. Но было одно «но». Результаты «творческого дня» должны были быть зафиксированы документально. То есть было абсолютно необходимо отчитаться за такой день перед начальством. Но художнику ведь не прикажешь творить. Поэтому, если не было вдохновения, то свой «творческий день» я переносила на любой другой выходной день. Отчет  нужно было предоставлять только раз в месяц. 



О поездках за рубеж. 

Тогда мы все были «невыездными». Однако, для особенно талантливых и «засветившихся» художников делались исключения.  Мне довелось побывать со своими коллекциями во многих странах мира: в Китае, Румынии, Германии и многих других… И везде был неимоверный успех!  Каждый раз это было как глоток свежего воздуха.

О творчестве.

Моду остановить невозможно, как невозможно остановить движения времени, движение мысли человека, художника, творца. Потому что в самой природе человека лежит постоянное стремление человека к постоянному обновлению и совершенствованию. Но зато можно изучить законы движения этого феномена и руководствуясь ими, управлять им и направлять. Художник-модельер не выдумывает моду, он лишь дирижирует, доводя образ человека до полного совершенства, подчеркивая его индивидуальность. В конкретных образах мы отражаем окружающий нас мира его изменениями и катаклизмами.
Что бы не отставать от своей эпохи и не превратиться в ремесленников, мы должны быть диалектичными и все время неустанно познавать, переосмысливать, пропускать через свой мозг миллионы бит информации. Наше творчетво – это отражение процессов, происходящих в обществе, экономике, живописи, литературе, искусстве, технике, архитектуре, науки.


О поиске идей и плагиате. 

Настоящий художник модельер идет своим творческим путем, своей творческой индивидуальностью, ему не свойственно стремиться быть похожим или копировать модели знаменитых кутюрье. В этом нет смысла. Это не честно. И не должно быть нигде. Только твоя честь дает право честно и откровенно отстаивать свои идеи и работать с ними, доводя их до совершенства.
Поиск идей – это самый сложный процесс любого творческого человека: писателя, художника, архитектора, артиста, музыканта. Суть идеи в том, чтобы получить современный очень необычный вызывающий удивление и восторг от образа, формы и содержания. Я вдохновляюсь работой таких мастеров как Kenzo, Ив Сен Лоран, Джон Гальяно, Ungaro, Valеntino. Это восхищение и вдохновение одновременно. Однако, в своей работе я всегда оставалась и остаюсь верной только себе.



О шансах Беларуси в современной модной индустрии                  
                                                         
Шанс у Беларуси стать вровень с Европой еще очень слабый. Наблюдается хаос в отношении к идеям, заслуживающих внимание производителей. Пока еще существует момент дерганья идей с готовых образцов иностранного пошива, так как это дешевле и наверняка. Боязнь довериться современному смелому модельеру, работать с ним – по большому счету, не выгодно. Поэтому необходимо проводить Недели моды, рекламировать имена и коллекции, признать лидерство модельера, дать возможность знакомства с коллекциями на TV и в печати.

P.S. Выражаю искреннюю благодарность Нине Николаевне за предоставленную возможность написать и подготовить данный материал!

2 comments:

  1. побольше бы таких людей нашей стране. творческих, интеллектуальных, талантливых!

    ReplyDelete
  2. Согласна с предыдущим оратором!
    Отличный материал, Оля!

    ReplyDelete

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...